Эдгар Алан По
Четыре зверя в одном


(Человеко-жираф)
Chacun a ses vertus. [1]

Кребийон. «Ксеркс»

  Антиоха Эпифана [2] обычно отождествляют с Гогом из пророчеств Иезекииля [3] . Эта честь, однако, более подобает Камбизу [4] , сыну Кира. А личность сирийского монарха ни в коей мере не нуждается в каких-либо добавочных прикрасах. Его восшествие на престол, вернее, его захват царской власти за сто семьдесят один год до рождества Христова; его попытка разграбить храм Дианы в Эфесе [5] ; его беспощадные преследования евреев [6] ; учиненное им осквернение Святая Святых [7] и его жалкая кончина в Табе [8] после бурного одиннадцатилетнего царствования — события выдающиеся и, следовательно, более отмеченные историками его времени, нежели беззаконные, трусливые, жестокие, глупые и своевольные деяния, составляющие в совокупности его частную жизнь и славу.

Предположим, любезный читатель, что сейчас — лето от сотворения мира три тысячи восемьсот тридцатое [9] , и вообразим на несколько минут, что мы находимся невдалеке от самого уродливого обиталища людского, замечательного города Антиохии. Правда, в Сирии и в других странах стояли еще шестнадцать городов, так наименованных, помимо того, который я имею в виду. Но перед нами — тот, что был известен под именем Антиохии Эпидафны ввиду своей близости к маленькой деревне Дафне, где стоял храм, посвященный этому божеству. Город был построен (хотя мнения на этот счет расходятся) Селевком Никанором [10] , первым царем страны после Александра Македонского, в память своего отца Антиоха, и сразу же стал столицей сирийских монархов. В пору процветания Римской империи в нем обычно жил префект восточных провинций; и многие императоры из Вечного Города (в особенности Вер [11] и Валент [12] ) проводили здесь большую часть своей жизни. Но я вижу, что мы уже в городе. Давайте взойдем на этот парапет и окинем взглядом Эпидафну и ее окрестности.

  «Что это за бурная и широкая река, которая, образуя многочисленные водопады, прокладывает путь сквозь унылые горы, а затем — меж унылыми домами?»
  Это Оронт; другой воды не видно, если не считать Средиземного моря, простирающегося широким зеркалом около двенадцати миль южнее. Все видели Средиземное море; но, уверяю вас, лишь немногие могли взглянуть на Антиохию. Под немногими разумею тех, что, подобно нам с вами, при этом наделены преимуществом современного образования. Поэтому перестаньте смотреть на море и направьте все внимание вниз, на громадное скопление домов. Припомните, что сейчас — лето от сотворения мира три тысячи восемьсот тридцатое. Будь это позже — например, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот сорок пятое [13] , — нам не довелось бы увидеть это необычайное зрелище. В девятнадцатом веке Антиохия находится — то есть Антиохия будет находиться в плачевном состоянии упадка. К тому времени город будет полностью уничтожен тремя землетрясениями. По правде говоря, то немногое, что от него тогда останется, окажется в таком разоре и запустении, что патриарху придется перенести свою резиденцию в Дамаск… А, хорошо. Я вижу, что вы вняли моему совету и используете время, обозревая местность — и теша взгляд
 
Прославленною древностью, которой Гордится этот город [14] .
 
Прошу прощения; я забыл, что Шекспир станет знаменит лишь тысячу семьсот пятьдесят лет спустя. Но разве я не был прав, называя Эпидафну уродливой?
 
«Город хорошо укреплен; и в этом смысле столько же обязан природе, сколько искусству».
 
Весьма справедливо.
 
«Здесь поразительно много величавых дворцов».
 
Согласен.
 
«А бесчисленные храмы, пышные и великолепные, выдерживают сравнение с лучшими образцами античного зодчества».
 
Все это я должен признать. Но тут же бесчисленное множество глинобитных хижин и омерзительных лачуг. Нельзя не увидеть обилия грязи в любой конуре, и, если бы не густые клубы языческого фимиама, то я не сомневаюсь, что мы бы учуяли невыносимое зловоние. Видели ли вы когда-нибудь такие невозможно узкие улицы, такие невероятно высокие дома? Как темно на земле от их тени! Хорошо, что висячие светильники на бесконечных колоннадах оставляют гореть весь день напролет, а то здесь царила бы тьма египетская.
 
«Да, странное это место! А это что за необычайное здание? Видите, оно возвышается над всеми остальными, а находится к востоку от того строения, очевидно, царского дворца!»
Это новый храм Солнца, которому в Сирии поклоняются под именем Зла Габала. Позже некий недоброй памяти римский император учредит его культ в Риме и заимствует от него свое прозвище — Гелиогабал [15] . Думаю, что вы хотели бы подглядеть, какому божеству поклоняются в этом храме. Можете не смотреть на небо: его Солнечного Сиятельства там нет — по крайней мере, того, которому поклоняются сирийцы. То божество вы найдете внутри вон того храма. Оно имеет вид большого каменного столба с конусом или пирамидою наверху, что символизирует Огонь.
«Смотрите! — да что это за нелепые существа, полуголые, с размалеванными лицами, которые вопят и кривляются перед чернью?»
 
Некоторые из них скоморохи. Другие принадлежат к племени философов. Большинство из них, однако, — особенно те, что отделывают население дубинками, — суть важные вельможи из дворца, исполняющие по долгу службы какую-нибудь достохвальную царскую прихоть.
 
«Но что это? Боже! город кишит дикими зверями! Какое страшное зрелище! — какая опасная особенность!»
 
Согласен, это страшно; но ни в малейшей степени не опасно. Каждый зверь, если соизволите посмотреть, совершенно спокойно следует за своим хозяином. Некоторых, правда, ведут на веревке, но это, главным образом, меньшие или самые робкие особи. — Лев, тигр и леопард пользуются полной свободой. Их без труда обучили новой профессии, и теперь они служат камердинерами. Правда, случается, что Природа пытается восстановить свои права, но съедение воина или удушение священного быка для Эпидафны такое незначительное событие, что о нем говорят разве лишь вскользь.
«Но что за необычайный шум я слышу? Право же, он фомок даже для Антиохии! Он предвещает нечто из ряда вон выходящее».
 
Да, несомненно. Видимо, царь повелел устроить какое-то новое зрелище — бой гладиаторов на ипподроме — или, быть может, избиение пленных из Скифии — или сожжение своего нового дворца — или разрушение какого-нибудь красивого храма — а то и костер из нескольких евреев. Шум усиливается. Взрывы хохота возносятся к небесам. Воздух наполняется нестройными звуками труб и ужасным криком миллиона глоток. Давайте спустимся забавы ради и посмотрим, что там происходит! Сюда — осторожнее! Вот мы и на главной улице, улице Тимарха. Море людей устремилось в эту сторону, и нам трудно будет идти против его прилива. Он течет по аллее Гераклида, ведущей прямо от дворца, — так что, по всей вероятности, среди гуляк находится и царь. Да — я слышу клики глашатая, возвещающие его приближение в витиеватых восточных оборотах. Мы сможем взглянуть на его особу, когда он проследует мимо храма Ашимы, а пока укроемся в преддверии капища; он скоро будет здесь. А тем временем рассмотрим это изваяние. Что это? А! это бог Ашима, собственной персоной. Вы видите, что он ни ягненок, ни козел, ни сатир; также нет у него большого сходства с аркадским Паном. И все-таки ученые последующих веков приписывали — прошу прощения, будут приписывать — эти обличья Ашиме Сирийскому. Наденьте очки и скажите, кто он.
 
Кто он?
 
«Батюшки! Обезьяна!»
 
Именно — павиан; но от этого божественность его не меньше. Его имя — производное от греческого Simia [16] — что за болваны археологи! Но смотрите! — смотрите! — вон сквозь толпу продирается оборванный мальчишка. Куда он идет? О чем он вопит? Что он говорит? А, он говорит, что царь движется сюда во главе торжественного шествия; что на нем полное царское облачение; что он только что собственноручно предал смерти тысячу закованных в цепи пленных израильтян! За этот подвиг оборвыш превозносит его до небес! Чу! сюда движется толпа таких же голодранцев.
Они сочинили латинский гимн [17] , восхваляющий отвагу царя, и поют его по мере своего продвижения:
 
Mille, mille, mille,
 
Мillе, mille, mille.
 
Deccolavimus unus homo!
 
Mille, mille, mille, mille deccolavimus!
 
Mille, mille, mille,
 
Vivat qui mille mille occidit!
 
Tantum vini habet nemo
 
Quantum sanguinis effudit!
 
Что можно передать следующим образом:
 
Тысячу, тысячу, тысячу,
 
Тысячу, тысячу, тысячу
 
Мы поразили десницей одной!
 
Тысячу, тысячу, тысячу, тысячу.
 
Снова припев этот пой!
 
Вновь повторю:
 
Слава царю!
 
Им тысяча смело была сражена!
 
Честь ему воздадим!
 
Больше одним
 
Крови пролито им,
 
Чем в Сирии целой — вина!
 
«Слышите трубы?»
 
Да — царь приближается! Смотрите! Все оцепенели от восторга и благоговейно возводят глаза к небесам! Он идет! — он приближается! — вот он!
 
«Кто? — где? — царь? — я его не вижу — не могу сказать, что вижу».
 
Тогда вы, должно быть, слепы.
 
«Очень может быть. И все же я ничего не вижу, кроме буйной толпы идиотов и сумасшедших, которые падают ниц перед гигантским жирафом и пытаются лобызнуть ему копыта. Смотрите! Зверь поделом сшиб кого-то из черни — и еще — и еще — и еще. Право, нельзя не похвалить эту скотину за то, какое прекрасное применение нашла она своим копытам».
 
Хороша чернь! — Да это же благородные и вольные граждане Эпидафны! Скотина, говорите? — Берегитесь, чтобы вас не услышали. Разве вы не видите, что у этой скотины человеческое лицо? Сударь вы мой, да этот жираф не кто иной, как Антиох Эпифан — Антиох Высокородный, царь сирийский, могущественнейший изо всех самодержцев Востока! Правда, его иногда называют Антиохом Эпиманом — Антиохом сумасшедшим — но это потому, что не все способны оценить его заслуги. Также очевидно, что сейчас он скрыт звериной шкурой и усердно старается изображать жирафа; но это делается для вящего укрепления его царского достоинства. Вдобавок, царь — гигантского роста, поэтому такое одеяние ему идет и не слишком велико. Мы можем, однако, предположить, что он его надел только по какому-то особо торжественному случаю. Вы согласитесь, что избиение тысячи евреев таковым случаем является. Как величаво и надменно перемещается он на четвереньках! Его хвост, как видите, торжественно несут две его главные наложницы, Эллина и Аргелаида; и вся его наружность была бы бесконечно внушительна, если бы не глаза навыкате да не странный цвет лица, ставший безобразным под действием обильных возлияний. Проследуем за ним к ипподрому, куда он направляется, и послушаем триумфальную песнь, которую он запевает:
 
Нет царя, кроме Эпифана!
 
Слава ему, слава!
 
Нет царя, кроме Эпифана!
 
Браво! — Браво!
 
Нет царя, кроме Эпифана
 
На земле и в небесах,
 
Так погасим солнце,
 
Повергнем храмы в прах!
 
Отлично, сильно спето! Жители величают его: «Первейший из Поэтов», а также «Слава Востока», «Отрада Вселенной» и «Замечательнейший из Камелеопардов». Его просят повторить песнь, и — слышите? — он снова поет ее. Когда он прибудет на ипподром, его наградят венком поэтов, предвосхищая его победу на будущих Олимпийских играх.
 
«Юпитер милостивый! Что происходит в толпе за нами?» За нами, говорите? — а! — о! — вижу. Друг мой, хорошо, что вы сказали вовремя. Идемте-ка в безопасное место, да поскорее.
 
Вот! — спрячемся под аркой этого акведука, и я не замедлю уведомить вас о причине возникшего волнения. Случилось так, как я и ожидал. Необычное появление жирафа с человеческой головой, как видно, нарушило правила приличия, общие для всех ручных зверей города. Из-за этого вспыхнул мятеж; и, как обычно бывает в подобных случаях, все попытки унять толпу окажутся бесплодными. Уже съели нескольких сирийцев; но мнение большинства четвероногих патриотов, по-видимому, склоняется к съедению камелеопарда. Вследствие этого «Первейший из Поэтов» бежит что есть силы на задних ногах. Вельможи бросили его на произвол судьбы, а наложницы последовали столь превосходному примеру. «Отрада Вселенной», в печальном ты положении! «Слава Востока», берегись, как бы тебя не разжевали! Поэтому не взирай так печально на свой хвост; он, несомненно, изваляется в грязи, и этому не поможешь. Так не оглядывайся на его неизбежное унижение; лучше мужайся, придай резвость стопам твоим и улепетывай к ипподрому! Помни, что ты — Антиох Зпифан, Антиох Высокородный! — а также «Первейший из Поэтов», «Слава Востока», «Отрада Вселенной» и «Замечательнейший из Камелеопардов»! О небо! Сколь изумительную быстроту ты обнаруживаешь! Какую способность к бегу ты выказываешь! Беги, Первейший! — Браво, Эпифан! — Молодец, Камелеопард! — Славный Антиох! — Он бежит! — он скачет! — он летит! Как стрела из катапульты, он приближается к ипподрому! Он бежит! — он визжит! — он там! И прекрасно; а то если бы, «Слава Востока», ты опоздал на полсекунды, все медвежата Эпидафны откусили бы от тебя по кусочку. Но пора — идемте! — нежные уши рожденных в наше время не вынесут оглушительного гомона, который вот-вот начнется в честь спасения царя! Слушайте! Он уже начался. Смотрите! — весь город на голове ходит.
 
«Право же, это самый многолюдный город Востока! Что за обилие народа! Что за смешение всех сословий и возрастов! Что за множество вероисповеданий и народностей! Что за разнообразие одежд! Что за вавилонское столпотворение языков! Что за рев зверей! Что за бренчание струн! Что за скопление философов!»
  
Ну, идемте, идемте.
  
«Подождите минутку! На ипподроме какая-то суматоха; скажите, почему?»
 
Это? — а, ничего! Благородные и вольные граждане Эпидафны, будучи, как они заявляют, вполне убеждены в правоверности, отваге, мудрости и божественности своего повелителя и, вдобавок, сумев воочию удостовериться в его сверхчеловеческом проворстве, считают не больше чем своим долгом возложить на его главу (дополнительно к венку поэтов) венок победителей в состязаниях по бегу — венок, который, несомненно, он должен завоевать на следующей Олимпиаде и который поэтому ему вручают заранее.
 

      ЧЕТЫРЕ ЗВЕРЯ В ОДНОМ (FOUR BEASTS IN ONE. THE HOMO-CAMELEOPARD)

 

     1* У каждого свои добродетели - из трагедии "Ксеркс"  (1714),  действие IV, сцена 2, французского драматурга Проспера Кребийона (1674-1762).

     2* Антиох Эпифан (Антиох IV) (II в. до н. э.) -  один  из  селевкидских царей, царствовавших в Сирии в 175-163  гг.  до  н.  э.  Прозван  "Безумным" (Эпиманес), как и озаглавил По первоначально свой рассказ.

     3* Иезекииль (VI в. до н. э.) - библейский пророк,  ставивший  в  своих проповедях морально-этические вопросы. Согласно его пророчеству, Гог и Магог в отдаленном будущем придут с севера в Израиль войной, но  погибнут  в  огне (Книга Иезекииля, 39. 1 - 16).

     4* Камбиз (VI в. до н. э.) - древнеперсидский царь (529-523 до  н.  э.) из династии Ахеменидов, сын Кира, царствовавшего в 558-529 гг. до н. э.

     5* Храм Дианы в Эфесе - выдающееся  произведение  античного  искусства; построен в VI в. до н. э. В 356 г. до н.  э.  сожжен  Геростратом,  желавшим прославиться этим деянием.  Новый  храм  Дианы,  или  Артемиды,  считавшейся покровительницей города Эфеса на побережье Малой Азии, был  отстроен  вскоре после пожара и просуществовал до 262 г., когда его сожгли готы.

     6* ...преследования евреев... -  При  Антиохе  IV  произошло  восстание евреев под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.).

     7* ...осквернение Святая Святых... - В  170  г.  до  н.  э.  Антиох  IV разграбил Иерусалимский храм.

     8* ...жалкая кончина в Табе... - Антиох IV  умер  в  Табе  (Персия)  во время  военного  похода  на  восток.  Перед  смертью  у  него   обнаружилось умственное расстройство.

     9* ...от сотворения мира три тысячи восемьсот тридцатое - то  есть  174 г. до н. э.

     10*  Селевк  Никанор,  (правильно:  Никатор)  (310-281  до  н.  э.)   - военачальник Александра Македонского, основатель династии Селевкидов.

     11* Вер, Луций (131-169) -  римский  император  (161-169).  Прославился своей расточительностью и разгулом.

     12* Валент Флавий  (329-378)  -  римский  император  (364-378),  бывший соправителем своего брата, императора  Валентиниана  I,  в  восточной  части империи.

     13* ...тысяча восемьсот сорок пятое...  -  В  первом  издании  рассказа значилось: "в тысяча восемьсот тридцать девятом году".

     14* ...Гордится этот город - В. Шекспир. "Двенадцатая  ночь",  III,  3. Пер. М. Лозинского.

     15* Гелиогабал (Элагабал) (204-222) - римский император в 218-222  гг., провозгласивший сирийского  бога  солнца  Элагабала  главным  богом  римлян, приняв имя этого бога.

     16* Ашима - см. примечание 21 к рассказу "На стенах иерусалимских".

     17* Вописк, Флавий (III-IV вв.) -  один  из  "шести  писателей  истории императоров". Биография римского императора Аврелиана (270-275) написана  им около 304 г. Аврелиан разбил одно из  сарматских  племен  на  Дунае,  о  чем повествует Вописк в его биографии.

     * Примечания составлены А. Н. Николюкиным. Воспроизводятся (с опущением библиографических  данных)  по  изданию:  Эдгар  А.  По.   Полное   собрание рассказов. М.: Наука, 1970. Серия "Литературные памятники". - Прим. ред.
 

Теги: Эдгар Аллан По, мистика, ужасы