Главная » Статьи » Исcкуство » Живопись |
Поль Гюста́в Доре́ - французский живописец, график, скульптор. Биография ![]() Поль Гюстав Доре. Фотография Феликса Надара Данное при рождении имя: Поль Гюста́в Доре́ - французский живописец, график, скульптор Родился 1832 года 6 января в Страсбурге Умер в Париже 23 января 1883 в возрасте 51 год Жанр творчества: историческая живопись Paul Gustave Dore (Поль Гюстав Доре) – появился на свет в Страсбурге, 1832 года 6 января. В мэрии города в декларации 9 января 1832 года появилась запись, которая гласила: у Пьера-Луи-Христофора Доре родился сын, получивший имя Луи-Августом-Гюставом. Отец будущего великого художника по профессии был инженером и строитель мосты. Одни из увлечений отца будущего художника было чтение, что давало возможность мальчику смотреть иллюстрации. Что и стало толчков у мальчика к рисованию.
![]() Карикатурный портрет Гюстава Доре, 1857 год Еще, будучи ребенком, Гюстав начал удивлять всех своими взрослыми, почти профессиональными рисунками. Его первые рисунки увидели свет, когда мальчику было четыре года от роду, а в десять выполнил первый рисунок к Данте «Божественная комедия». В 1841 году семья Гюстава перебралась маленький городок Бур, окруженный прекрасной природой. Позже художник напишет так: «Эти виды были одними из первых моих живых впечатлений. Они стали сильными импульсами, которые сформировали мой вкус». Вместе с матерью в 1847 году Доре опять переезжает, но на этот раз уже в Париж, где Гюстава устраивают в лицей Шарлемань. Там он получает прекрасное образование и заводит отличных друзей. Позже многие из них станут известными людьми – это Ипполита Тэна (известный историк и теоретик искусства), Эдмонда Абу (писатель). Первую свою роботу Гюстав получает в столице. Он отправляется в журнал «Journal pour rire» (Юмористический журнал). и демонстрирует редактору Ш. Филипону с серию своих рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон зачисляет его в штат с зарплатой пять тысяч фунтов в год. ![]() "Подвиги Геркулеса" Густов не имел художественного образования и его школой были Лувр и Национальная библиотека, там он проводил много времени, изучая и рассматривая картины и старинные гравюры. В конце 1847 года в жизни художника произошло большое событие. Обер издал первый его литографий альбом «Подвиги Геркулеса». В аннотации к рисункам он написал: «Подвиги Геркулеса» придуманы, воплощены и литографированы художником 15 - ти лет, который без учителя научился рисовать. Мы приняли решение сообщить об этом, не только с целью вызвать интерес публики к работам этого юного мастера, но так же отметить начало пути Доре. Мы верим, он достигнет огромных высот в искусстве». Февральская революция 1848 года застала Гюстава в шестнадцатилетнем возрасте, художник оказался в самой гуще бушующих событий. «Доре был тогда в таком возрасте, когда такие колоссальные события оказывают глубочайшее влияние на впечатлительную натуру, – пишет биограф Доре Б. Рузвельт. – Он изучал эти волнующие массы народа и в своем воображении воплощал их в гениальные картины. Ночью и днем он находился на улицах Парижа, следя за каждым этапом борьбы». Появляются листы художника того периода: «Организационный Совет Национальной гвардии» и «Луи-Филипп – экс-король марионеток», произведения быстро становиться знаменитыми. Художник становится самым ярким и молодым участником Салона в 1848 году со своими сериями рисунков «Сцены из жизни пьяниц», «Союз – сила» и «Новый Велизарий». С этого времени молодой художник ежегодно принимает участие в выставках Салона, выставляя как живописные, так и графические произведения, скульптурные. В 1852 г. Доре внезапно рвет с журналом, и посвящает себя полностью иллюстрации. Началом этого пути становиться оформление небольших, дешевых, но популярных изданий. Гюстав ищет свой путь. В рисунках за 1854 год к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» двадцати двух летний художник показывает свое могучие воображение. И эти гравюры приносят известность. ![]() "Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854 ![]() "Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854 «Образы, созданные Доре, по своей сути народны, – пишет Дьяков Л.А. – Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Гюстава Доре воспринимаются как натуральные участники народной жизни, они живо «вписываются» в толпы людей, природу и окружающий интерьер. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…» Грандиозные рисунки Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» гениальны и стали стартом новых иллюстрированных книг, где картинки сливаются с текстом в одно целое и свободно чередуются большими и маленькими изображения. Художник нашел счастливую гармонию между литературной и иллюстрацией. При всем при этом он, не отказывая себе в праве на творческий подход и вымысел. ![]() "Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854 Плодотворным и решающим годом для Доре становиться 1854. Выходит в свет альбом литографий «Парижский зверинец». А уже 1855 году художник завершает рисунки к книге Бальзака «Озорные рассказы». Осенью этого же года Гюстав Доре приступает к изучению "Божественной комедии" Данте для создания рисунков к любимому произведению «Божественная комедия». В 1861 году появляются грандиозные гравюры к «Аду». Гравюры для «Чистилища» и «Рая» были созданы в 1869 году. ![]() "Парижский зверинец" 1854 ![]() "Парижский зверинец" 1854 ![]() "Парижский зверинец" 1854 В газете «Монитор» за 1861 год Теофиль Готье писал: «Нет другого художника, который бы лучше Гюстава Доре, смог так проиллюстрировать Божественную комедию. Помимо таланта в рисунках, он располагает тем визионерским взглядом, который доступен только поэтам, знающим секреты Природы. Его поразительный карандаш заставляет воды – сверкать мрачным стальным блеском, облака принимать неясные формы, а горы – принимать разнообразные облики. Художник создает атмосферу преисподни: хмурое небо и горы под землей, пейзажи, где никогда нет солнца. Этот неземной пейзаж он передает с поразительной правдивостью и убедительностью…»
« «Деревянная гравюра» у зрителя начала приобретать популярность в 1860 – х годах, которая быстро обрела статус мании, – писал Лакруа П. – Любой автор, хотел, что его книгу иллюстрировал Гюстав Доре. Каждый издатель, стремился выпускать книги с иллюстрациями Доре». По словам биографа и друга художника Б. Джеррольда, к 1862 году, маю количество рисунков Гюстава достигло 44 тысяч! ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 ![]() "Божественная комедия" Данте 1861-1869 В 60 - е – начало 70 - х Доре рисует огромные полотна – «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), аллегории на военные темы 1871 года, «Изгнание торгашей из храма», «Медный змий», «Избиение младенцев», «Сон жены Пилата», «Снятие с креста» и другие на евангельские и библейские сюжеты. Блестящий цикл карикатур «Версаль и Париж» художник создает в 1871 году, где в колких и невероятно верно схваченных типажах весьма лаконично дал характеристику депутатам Национального собрания в 1871 году, собрания политических вампиров, национального позора и катастрофы. Обычно художник разделял день на три части: утром он работал с графикой, в полдень живопись, вечер – опять графика. Бурделен - живописец друг художника, так описывал метод его работы: «Я был свидетелем того как Гюстав за одно утро заработал 10 тысяч франков. Перед ним находилось примерно двадцать досок, он переходил от одной к другой, и с уверенностью и быстротой, которые изумляли, набрасывал рисунки. За одно утро он нарисовал великолепных двадцать рисунков. Потом со смехом отбросил в сторону карандаши, вскинул особым образом голову и весело сказал мне: «Неплохая утренняя зарядка,друг мой. Этого думаю достаточно, чтобы прокормить семью в течение целого года. Ты не считаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь! Я голоден как раз на эту самую сумму! Пойдем». ![]() "Сказки" Шарля Перро 1862 ![]() "Сказки" Шарля Перро 1862 ![]() "Сказки" Шарля Перро 1862 ![]() "Сказки" Шарля Перро 1862 К «Сказкам» Шарля Перро Доре создает иллюстрации в 1862 году. Сент-Бёв, поручив эту книгу Доре, назвал его «подарком для короля». Поль де Сен-Виктор - блестящий критик, увидал в «Сказках» Перро «заманчивый и наивный маскарад. Кажется, что видишь в костюме маркиза Оберона, гуляющего с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении переодетых в пажей Ариэля и Пэка». ![]() "Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863 До сих пор считаться непревзойденными иллюстрации из большого цикла гравюр за 1863 год к «Дон Кихоту» Сервантеса. Шедеврами остроумия, импровизации и выдумки считаются так же и иллюстрации для Распе (1863) «Приключения барона Мюнхгаузена».
![]() "Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863 ![]() "Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863 Как иллюстратор Поль Гюстав Доре удивляет своей плодовитостью и неистощимой находчивостью и фантазией. Явив свету такое несчетное множество рисунков, он мог придумывать самые разносторонние сцены, во многих случаях пропитанные живым драматизмом. Самым известным изданием, проиллюстрированным Доре, стала, конечно "Библия" 1864 в русском переводе переведенным Святейшим Правительственным Синодом. ![]() "Дон Кихот" Сервантес 1863 ![]() "Дон Кихот" Сервантес 1863 ![]() "Дон Кихот" Сервантес 1863 ![]() "Дон Кихот" Сервантес 1863 ![]() "Дон Кихот" Сервантес 1863 ![]() "Дон Кихот" Сервантес 1863 ![]() "Дон Кихот" Сервантес 1863 К знаменитой эпической поэме «Потерянный Рай» Джона Миллера одной из самых лучших и драматических произведений Доре создал 50 гравюр-иллюстраций. Богато детализированный и образный рисунок отлично подходил к литературным текстам. Каждый сюжет - низвержение Сатаны, сотворение мира, девять дней падения, Адам и Ева в раю, Моисей со скрижалями, всемирный Потоп - сопровождаются цитатами из текста. Гюстав Доре, безусловно, сновидец и мистик, именно поэтому в его рисунках так живы и выразительны не только земные существа и похожие на них ангелы, но и чудища ада. Доре считается величайшим иллюстратором XIX века за его непревзойдённую игру теней и света в его графических работах. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Позже Доре создает большое количество рисунков к фолиантам, повиствующим о жизни Испании (1874) и Лондона (1872). Последние иллюстрации Доре создал к «Неистовому Роланду» Ариосто (1879). ![]() «Потерянный Рай» 1865 ![]() «Потерянный Рай» 1865 ![]() «Потерянный Рай» 1865 ![]() «Потерянный Рай» 1865 ![]() «Потерянный Рай» 1865 Работал Доре и как скульптор (Памятник Александру Дюма Старшему, 1882—1883, Париж).
Похоронен Поль Гюстав Доре в 1883 году на кладбище Пер-Лашез.
На этом все, спасибо за внимания, надеюсь, мой пост вам помог, и вы оцените мои труды, кликнув по одной из кнопок, социальной сети и поделитесь с друзьями. Не забываем подписаться на обновления. Удачи! ![]() Другие материалы по теме: | |
Просмотров: 4478 | | |
Случайное:
- Иллюстрации "Приключения Алисы в стране чудес" Джона Тенниела
- Божественная комедия Данте Алигьери Книга 1902 год
- Как в наше время получить микро займ в Украине?
- Картины молодого художника Николая Устьянцева
- Картины Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli)
Всего комментариев: 0 | |