Главная » Статьи » Исcкуство » Живопись

Поль Гюста́в Доре́ - французский живописец, график, скульптор. Биография

Поль Гюста́в Доре́ - французский живописец, график, скульптор. Биография

Прикрепленное изображение

Поль Гюстав Доре. Фотография Феликса Надара

Данное при рождении имя: Поль Гюста́в Доре́ - французский живописец, график, скульптор

Родился  1832 года 6 января в Страсбурге

Умер в Париже  23 января 1883 в возрасте 51 год

Жанр творчества: историческая живопись

 

Paul Gustave Dore (Поль Гюстав Доре) – появился на свет в Страсбурге, 1832 года 6 января. В мэрии города в декларации 9 января 1832 года появилась запись, которая гласила: у Пьера-Луи-Христофора Доре родился сын, получивший имя Луи-Августом-Гюставом.

 

Отец будущего великого художника по профессии был инженером и строитель мосты. Одни из увлечений отца будущего художника было чтение, что давало возможность мальчику смотреть иллюстрации. Что и стало толчков у мальчика к рисованию.


 

Прикрепленное изображение
Карикатурный портрет Гюстава Доре, 1857 год


Еще, будучи ребенком,  Гюстав начал удивлять всех своими взрослыми, почти профессиональными рисунками. Его первые рисунки увидели свет, когда мальчику было четыре года от роду, а в десять выполнил первый рисунок к Данте «Божественная комедия».

 

В 1841 году семья Гюстава перебралась маленький городок   Бур, окруженный прекрасной природой. Позже художник напишет так: «Эти виды были одними из первых моих живых впечатлений. Они стали сильными импульсами, которые сформировали мой вкус».

 

Вместе с матерью в 1847 году Доре опять переезжает, но на этот раз уже в Париж, где Гюстава устраивают в лицей Шарлемань. Там он получает прекрасное образование и заводит отличных друзей. Позже многие из них станут известными людьми – это Ипполита Тэна (известный историк и теоретик искусства), Эдмонда Абу (писатель).

 

Первую свою роботу Гюстав получает в столице. Он отправляется в журнал «Journal pour rire» (Юмористический журнал).      и демонстрирует редактору Ш. Филипону с серию своих рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон зачисляет его в штат с зарплатой пять тысяч фунтов в год.

Прикрепленное изображение
"Подвиги Геркулеса"

Густов не имел художественного образования и его школой были Лувр и Национальная библиотека, там он проводил много времени, изучая и рассматривая картины и старинные гравюры.

 

В конце 1847 года в жизни художника произошло большое событие.  Обер издал первый его литографий альбом «Подвиги Геркулеса». В аннотации к рисункам он написал: «Подвиги Геркулеса» придуманы, воплощены и литографированы художником 15 - ти лет, который без учителя научился рисовать. Мы приняли решение сообщить об этом, не только с целью вызвать интерес публики к работам этого юного мастера, но так же отметить начало пути Доре.  Мы верим, он достигнет огромных высот в искусстве».

 

Февральская революция 1848 года застала Гюстава в шестнадцатилетнем возрасте, художник оказался в самой гуще бушующих событий. «Доре был тогда в таком возрасте, когда такие колоссальные события оказывают глубочайшее влияние на впечатлительную натуру, – пишет биограф Доре Б. Рузвельт. – Он изучал эти волнующие массы народа и в своем воображении воплощал их в гениальные картины. Ночью и днем он находился на улицах Парижа, следя за каждым этапом борьбы». Появляются листы художника того периода: «Организационный Совет Национальной гвардии» и «Луи-Филипп – экс-король марионеток», произведения быстро становиться знаменитыми.

 

Художник становится самым ярким и молодым участником Салона в 1848 году со своими сериями рисунков «Сцены из жизни пьяниц», «Союз – сила» и «Новый Велизарий». С этого времени молодой художник ежегодно  принимает  участие в выставках Салона, выставляя как живописные, так и графические произведения, скульптурные.

 

В 1852 г. Доре внезапно рвет с журналом, и посвящает себя полностью иллюстрации. Началом этого пути становиться оформление небольших,  дешевых, но популярных изданий. Гюстав ищет свой путь. В рисунках за 1854 год к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» двадцати двух летний художник показывает свое могучие воображение. И эти гравюры приносят известность.

Прикрепленное изображение
"Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854


Прикрепленное изображение
"Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854

«Образы, созданные Доре, по своей сути народны, – пишет Дьяков Л.А. – Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Гюстава Доре воспринимаются как натуральные участники народной жизни, они живо «вписываются» в толпы людей, природу и окружающий интерьер. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…»

 

Грандиозные рисунки Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» гениальны и стали стартом новых иллюстрированных книг, где картинки сливаются с текстом в одно целое и свободно чередуются большими и маленькими изображения. Художник нашел счастливую гармонию между литературной и иллюстрацией. При всем при этом он, не отказывая себе в праве на творческий подход и вымысел.

Прикрепленное изображение
"Гаргантюа и Пантагрюэль" 1854

Плодотворным  и решающим годом для Доре становиться 1854. Выходит в свет альбом литографий «Парижский зверинец». А уже 1855 году художник завершает рисунки к книге Бальзака «Озорные рассказы». Осенью этого же года Гюстав Доре  приступает к изучению "Божественной комедии" Данте для создания рисунков к любимому произведению «Божественная комедия». В 1861 году появляются грандиозные гравюры к «Аду».  Гравюры для «Чистилища» и «Рая» были созданы в 1869 году.


Прикрепленное изображение
"Парижский зверинец" 1854

Прикрепленное изображение
"Парижский зверинец" 1854

Прикрепленное изображение
"Парижский зверинец" 1854

В газете «Монитор» за  1861 год Теофиль Готье писал: «Нет другого художника, который  бы лучше Гюстава Доре, смог так проиллюстрировать Божественную комедию. Помимо таланта в рисунках, он располагает тем визионерским взглядом, который доступен только поэтам, знающим секреты Природы. Его поразительный карандаш заставляет воды – сверкать мрачным стальным блеском, облака принимать неясные формы, а горы – принимать разнообразные облики. Художник создает атмосферу преисподни: хмурое небо и горы под землей, пейзажи, где никогда нет солнца. Этот неземной пейзаж он передает с поразительной правдивостью и убедительностью…»


Прикрепленное изображение


Рисунок к "Озорным рассказам" Бальзака 1855

Прикрепленное изображение
Рисунок к "Озорным рассказам" Бальзака 1855

 « «Деревянная гравюра» у зрителя начала приобретать популярность в 1860 – х годах, которая быстро обрела статус мании, – писал Лакруа П. – Любой автор, хотел, что его книгу иллюстрировал Гюстав Доре. Каждый издатель, стремился выпускать книги с иллюстрациями Доре». По словам биографа и друга художника Б. Джеррольда, к 1862 году, маю количество рисунков Гюстава достигло 44 тысяч!

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

Прикрепленное изображение
"Божественная комедия" Данте 1861-1869

В 60 - е – начало 70 - х Доре рисует огромные полотна – «Титаны» (1866), «Смерть Орфея» (1869), аллегории на военные темы 1871 года, «Изгнание торгашей из храма», «Медный змий», «Избиение младенцев», «Сон жены Пилата», «Снятие с креста» и другие на евангельские и библейские сюжеты.
Блестящий цикл карикатур «Версаль и Париж» художник создает в 1871 году, где в колких и невероятно верно схваченных типажах весьма лаконично дал характеристику депутатам Национального собрания в 1871 году, собрания политических вампиров, национального позора и катастрофы.
Обычно художник разделял день на три части: утром он работал с графикой, в полдень живопись, вечер – опять графика. Бурделен - живописец друг художника, так описывал метод его работы: «Я был свидетелем того как Гюстав за одно утро заработал 10 тысяч франков. Перед ним находилось примерно двадцать досок, он переходил от одной к другой, и с уверенностью и быстротой, которые изумляли, набрасывал рисунки. За одно утро он нарисовал великолепных двадцать рисунков. Потом со смехом отбросил в сторону карандаши, вскинул особым образом голову и весело сказал мне: «Неплохая утренняя зарядка,друг мой. Этого думаю достаточно, чтобы прокормить семью в течение целого года. Ты не считаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь! Я голоден как раз на эту самую сумму! Пойдем».

Прикрепленное изображение
"Сказки" Шарля Перро 1862
 
Прикрепленное изображение
"Сказки" Шарля Перро 1862

Прикрепленное изображение
"Сказки" Шарля Перро 1862


Прикрепленное изображение
"Сказки" Шарля Перро 1862

К «Сказкам» Шарля Перро Доре создает иллюстрации в  1862 году. Сент-Бёв, поручив эту книгу Доре, назвал его «подарком для короля». Поль де Сен-Виктор - блестящий критик, увидал в «Сказках» Перро «заманчивый и наивный маскарад. Кажется, что видишь в костюме маркиза Оберона, гуляющего с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении переодетых в пажей Ариэля и Пэка».

Прикрепленное изображение
"Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863
До сих пор считаться непревзойденными  иллюстрации из большого цикла гравюр  за 1863 год к «Дон Кихоту» Сервантеса.  Шедеврами  остроумия,  импровизации и выдумки считаются так же и иллюстрации для Распе (1863) «Приключения барона Мюнхгаузена».
 

Прикрепленное изображение
"Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863


Прикрепленное изображение
"Приключений барона Мюнхгаузена" Распе 1863

Как иллюстратор Поль Гюстав Доре удивляет своей плодовитостью и неистощимой находчивостью и фантазией. Явив свету такое несчетное множество рисунков, он мог придумывать самые разносторонние сцены, во многих случаях пропитанные живым драматизмом.

 

Самым известным изданием, проиллюстрированным Доре, стала, конечно "Библия" 1864 в русском переводе переведенным Святейшим Правительственным Синодом.

Прикрепленное изображение
"Дон Кихот" Сервантес 1863

Прикрепленное изображение
"Дон Кихот" Сервантес 1863

Прикрепленное изображение
"Дон Кихот" Сервантес 1863

Прикрепленное изображение
"Дон Кихот" Сервантес 1863

Прикрепленное изображение
"Дон Кихот" Сервантес 1863

Прикрепленное изображение
"Дон Кихот" Сервантес 1863

Прикрепленное изображение
"Дон Кихот" Сервантес 1863

К знаменитой эпической поэме «Потерянный Рай» Джона Миллера одной из самых лучших и драматических произведений Доре создал  50 гравюр-иллюстраций.

 

Богато детализированный и образный рисунок отлично подходил к литературным текстам. Каждый сюжет - низвержение Сатаны, сотворение мира, девять дней падения, Адам и Ева в раю, Моисей со скрижалями, всемирный Потоп - сопровождаются цитатами из текста.

 

Гюстав Доре, безусловно, сновидец и мистик, именно поэтому в его рисунках так живы и выразительны не только земные существа и похожие на них ангелы, но и чудища ада.

 

Доре считается величайшим иллюстратором XIX века за его непревзойдённую игру теней и света в его графических работах.



Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Позже Доре создает большое количество рисунков к фолиантам, повиствующим о жизни Испании (1874) и Лондона (1872).

Последние иллюстрации Доре создал к «Неистовому Роланду» Ариосто (1879).

Прикрепленное изображение
«Потерянный Рай» 1865

Прикрепленное изображение
«Потерянный Рай» 1865

Прикрепленное изображение
«Потерянный Рай» 1865

Прикрепленное изображение
«Потерянный Рай» 1865

Прикрепленное изображение
«Потерянный Рай» 1865
Работал Доре и как скульптор (Памятник Александру Дюма Старшему, 1882—1883, Париж).
Похоронен Поль Гюстав Доре в 1883 году на кладбище Пер-Лашез.


На этом все, спасибо за внимания, надеюсь, мой пост вам помог, и вы оцените мои труды, кликнув по одной из кнопок, социальной сети и поделитесь с друзьями. Не забываем подписаться на обновления. Удачи!

Другие материалы по теме:


Категория: Живопись | Добавил: maloir (29.08.2012) | Автор: Поль Гюста́в Доре́ - биография E W
Просмотров: 4430 | Теги: художник, Доре, данте, Исскуство, биография, иллюстраци Доре, божественная комедия | Рейтинг: 0.0/0
     Подпишитесь на обновления Библиотеки Шедар Кассиопеи:

     Ваш Email:     

Случайное:

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: