Главная » Статьи » Исcкуство » Живопись

Прекрасен как оригинал.
 

Пьер Огюст Ренуар

История портрета Жанны Самари.
Прекрасен как оригинал.
 

Ренуар с актрисой Жанной Самари познакомился, когда ей  исполнилось двадцать лет.  Художник был очарован  ею. Жанна имела красоту, которую художник искал на протяжении всей жизни. Перенося на холст живые черты, старался передать не только сходство, но и собственный восторг. Не удивительно, что художник был счастлив, когда в мастерскую к нему пришли родители Жанны Самари и попросили написать портрет своей дочери.

Позже Жанна рассказывала Ренуар так спешил начать работу, что порой даже забывал поздороваться. Работая над портретом, он очень часто посещал спектакль «Комеди Франсез»: ему нужно было видеть Жанну при свете рампы и в домашней обстановке. Парадный большой портрет, который сейчас находится в Эрмитаже в Ленинграде, был написан не сразу. Художник выполнил сначала этюд к нему. Этот этюд (1877 года), хранящийся в Москве, Государственном музее изобразительных искусств  Пушкина, настолько совершенен в исполнении, что может считаться самостоятельной и великолепной работой Ренуара.

Длительное время портрет был у мужа Жанны П. Лагарда, потом перекочевал к Дюран-Рюэлю торговцу картинами и, наконец, был куплен   коллекционером из России И. А. Морозовым. А в 1904 г. картину доставили в Россию. С тех пор вывозиться из Москвы во время больших международных выставок.

Впервые зрители лицезрели портрет актрисы почти сто лет назад, на третьей выставке произведений импрессионистов - художников в Париже в 1877 году.

Этот удивительный ясный, изысканный, нежный по цвету портрет современная критика восприняла по-разному. После  выставки в журналах появились отзывы резко отрицательного характера. Известный того времени критик Леруа назвал портрет «блюдом, приготовленным из красного крыжовника, ванили,  и фисташек, которое следует есть ложкой». Существовали и другие отзывы. Критик Жорж Ривьер с восторгом писал: «Портрет м-ль Жанны Самари в высшей степени поразителен, я бы сказал —  прекрасен, так же как и оригинал, и наврятли ли можно от художника требовать большего. С этим все согласятся». Но не все согласились.

Почему же возникли столь разные суждения и настолько противоречивые оценки произведения Ренуара? Вглядимся в портрет. Но прежде мысленно перенесемся на сто лет назад и попробуем посмотреть на него глазами публики 1877 года. Ежегодно в Париже открывались двери Салона, традиционной выставки французской Академии художеств, где были представлены произведения, тщательно отобранные специальным жюри с учетом определенных академических норм.

Парижане привыкли уважать мнение этого жюри и смотрели на Салон как на единственное место, где художник может добиться известности. То, что импрессионисты противопоставили себя Салону, устроив свою особую выставку, воспринималось как нарушение традиции! Споры вызывала и сама манера живописи импрессионистов. Избранная публика, с интересом следившая за выставками в Салоне, теперь увидела живопись, резко отличавшуюся от привычной. Она, эта живопись, поражала и вызывала неодобрение и недоверие у многих.

Группа молодых французских художников, позднее названных импрессионистами, образовалась в 1873 году. В ее состав входили Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Клод Моне, Берта Моризо и другие. Свое название группа получила во время первой независимой выставки 1874 года. В переводе на русский слово «импрессион» переводиться «впечатление». Леруа воскликнул: «Так это всего лишь «впечатление» и больше ничего»  увидав картину Моне «Впечатление. Восход солнца». Сказанное сначала в осуждение слово это со временем стало определением видениями и манерами живописного исполнения импрессионистов - художников.

Творчество импрессионистов было тесно связано с традицией реалистического искусства Франции того времени. В основе художественного метода импрессионистов было пристальное наблюдение процесса жизни природы и человека. Они стремились к простоте и естественности изображения, ценя превыше всего свежесть и непосредственность своих зрительных впечатлений, красоту мгновения.

Одним из инициаторов создания группы был Пьер Огюст Ренуар. Художник родился в семье портного в 1841 году. С тринадцати лет он стал зарабатывать себе на жизнь, расписывая фарфоровой фабрике тарелки. В 1861 году поступил в мастерскую известного тогда художника Глейра, где и познакомился со своими будущими товарищами по группе. Художник начал работать в традиционной манере классической живописи с ее темной гаммой красок. Он пишет пейзажи, портреты, сцены из жизни парижских кафе. И постепенно палитра его светлеет. К 70-м годам складывается та импрессионистическая манера, которой Ренуар будет верен все последующие годы, Портрет Жанны Самари, который мы здесь воспроизводим, выполнен именно в этой манере, В нем видны все характерные особенности живописи импрессионистов.

Ренуар пишет прямо на холсте и выбирает чистые, не смешанные краски, наиболее соответствующие самой природе. Каждый мазок его виден. Но на расстоянии отдельные мазки создают впечатление трепещущей воздушной среды.

Картины импрессионистов нужно смотреть с некоторого расстояния. Мазки сливаются и дают эффект, которого хотел достичь Ренуар. В портрете молоденькой актрисы художник пытался передать свое впечатление от цветущей красоты и выразил его в звонком звучании розовых, зеленых, голубых тонов.  Поразили Ренуара именно светлые краски юности  — золотисто-рыжие волосы, нежный румянец, пунцовый рот, синие сияющие глаза Самари. Художник чутко уловил состояние воздушной задумчивости и в этом миге раскрыл поэтичность женской души.

На картине не великая, а лишь начинающая, окрыленная славой актриса и очаровательная красивая молодая женщина. Но судьба Жанны Самари оказалась не такой счастливой, как обещала быть: она умерла в 32 года от брюшного тифа.

Сын художника Жан Ренуар справедливо писал о впечатлении, какое создается от портрета Самари: «В ней воплощен весь театр: тут все оттенки робости  и благородного авторитета перед публикой. Представляешь себе, как она делает утром покупки на улице Лепик, с сумкой, полной Лука-порея... Вечером в чудном белом платье и театральном гриме она превращалась в королеву. Но прежде всего она—это Ренуар».

Действительно, только Ренуар мог так тонко передать все обаяние и свежесть, легкость и лукавство этой чуть кокетливой игры, которую ведет Жанна со зрителем, доверяя ему и ожидая от него ответного доверия.

 

 
Т. СЕДОВА
 
ЩЕЛКНИТЕ ПО НАДПИСЬ "ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ КАРТИНЫ ОГЮСТ РЕНУАР" ЧТО БЫ

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ КАРТИНЫ ОГЮСТ РЕНУАР

ТАК ЖЕ ПРОСМАТРИВАЮТ:
 

Скачать Автобиография Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)

Скачать Жизнь Ренуара. Перрюшо Анри

Скачать КАРТИНЫ Пьера Огюста Ренуара (1841-1919)


На этом все, спасибо за внимания, надеюсь, мой пост вам помог, и вы оцените мои труды, кликнув по одной из кнопок, социальной сети и поделитесь с друзьями. Не забываем подписаться на обновления. Удачи!

Другие материалы по теме:


Категория: Живопись | Добавил: maloir (24.06.2012) | Автор: История портрета Жанны Самари E W
Просмотров: 2338 | Теги: портрет Жанны Самари, Живопись, исскусство, ренуар, Художники, Жанны Самари | Рейтинг: 3.0/1
     Подпишитесь на обновления Библиотеки Шедар Кассиопеи:

     Ваш Email:     

Случайное:

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Все смайлы
Код *: